Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

В США уверены, что Россия разместит ядерное оружие в космосе. Правда ли это?

Изображение: muratart / Shutterstock / Fotodom

В США уверены, что Россия хочет разместить в космосе ядерное оружие
СюжетВзрывы в США:

В ночь на 15 февраля американские СМИ сообщили о якобы имеющихся у России планах разместить ядерное оружие в космосе. Первой об этом со ссылкой на два источника на Капитолийском холме в Вашингтоне заявила телекомпания ABC. По словам журналистов, знакомые с обсуждением вопроса собеседники уверяют, что речь идет не о сбросе ядерной бомбы на Землю, а о ее возможном использовании против западных спутников. «Лента.ру» рассказывает о том, как можно применить ядерное оружие против космических аппаратов, к каким последствиям это может привести и почему американская сторона заговорила об этом сейчас.

После материала ABC публикации о российском ядерном оружии в космосе разместили сразу несколько ведущих американских СМИ. Так, телеканал NBC News со ссылкой на три источника сообщил, что ядерное противоспутниковое оружие, способное поразить американские группировки космических аппаратов, Москва еще только разрабатывает.

The New York Times, в свою очередь, указывает на успехи России в создании подобного оружия. И, как говорят в издании, это может поставить под угрозу принадлежащие США и их союзникам спутники.

В настоящее время у Соединенных Штатов нет возможности противостоять такому оружию и защитить свои спутники

The New York Times

Как сообщило агентство Reuters, ссылаясь на неназванный источник, европейские союзники уже проинформированы о полученных Соединенными Штатами новых разведданных о противоспутниковых возможностях России.

Впрочем, телеканал CNN уверяет, что новое оружие еще не выведено на околоземную орбиту и пока неясно, как далеко продвинулась его разработка. Ссылаясь на заявления нескольких высокопоставленных членов Конгресса США, телеканал сообщает, что, исходя из имеющихся разведывательных данных, пока непосредственной угрозы США и их интересам нет.

Ситуация вокруг противоспутникового оружия начала раскручиваться сразу после того, как днем ранее председатель спецкомитета по разведке Палаты представителей Майк Тернер предложил американским парламентариям ознакомиться с письмом, касающимся «дестабилизирующего иностранного военного потенциала, о котором должны знать все политики Конгресса». Для этого парламентариям нужно было спуститься в секретное подвальное помещение Капитолия. Некоторые законодатели, ознакомившись с письмом, вышли оттуда разочарованными. Как сообщает CNN, один член Демократической партии США заверил, что представленные материалы не оправдывают паники, поднятой Тернером.

«Я прошу президента Байдена рассекретить всю информацию, касающуюся этой угрозы, чтобы Конгресс, администрация и наши союзники могли открыто обсудить действия, необходимые для ответа на эту угрозу», — сказал Тернер телеканалу ABC.

Реагируя на сложившуюся ситуацию, помощник президента Соединенных Штатов по национальной безопасности Джейк Салливан пообещал провести брифинг для ряда ключевых законодателей в Палате представителей Конгресса с целью обсуждения угрозы национальной безопасности.

Спустя сутки свой комментарий дал и координатор Белого дома по нацбезопасности Джон Кирби. Он подтвердил, что «угроза национальной безопасности», о которой писали СМИ, связана с противоспутниковым оружием России, но не стал разглашать деталей: «Сейчас нет непосредственной угрозы безопасности кого-либо. Мы не говорим об оружии, которым можно атаковать людей или которым можно причинить физические разрушения на Земле».

В Кремле слухи о размещении ядерного оружия в космосе назвали уловкой, при помощи которой Белый дом пытается подвигнуть Конгресс на голосование по законопроекту о выделении денег Украине.

Первые и вторые

Первыми ядерную бомбу в космосе взорвали США. Случилось это 27 августа 1958 года. В ходе эксперимента Argus на высоте 170 километров был подорван ядерный боезаряд мощностью 1,7 килотонны в тротиловом эквиваленте. Позднее американская сторона с интервалом в три дня провела ядерные испытания на высоте 300 и 800 километров, изучая производимый взрывом эффект.

Полученными данными американские военные были удовлетворены. В отличие от атмосферы, где образуется ударная волна, в космосе основным поражающим фактором ядерного взрыва является электромагнитный импульс (прежде всего рентгеновское излучение), способный выводить из строя электронику всех космических аппаратов, находящихся в радиусе десятков или сотни километров от точки взрыва.

Подрыв ядерного боезаряда в космосе приводит к образованию облака частиц, которое постепенно вытягивается под действием магнитного поля Земли. Это связано с тем, что заряженные частицы, образовавшиеся в результате подрыва ядерной бомбы, движутся вдоль линий магнитного поля планеты, создавая напоминающий полярное сияние эффект.

27 августа 1958 года США взорвали ядерную бомбу в космосе

Исторически первыми противоспутниковое оружие в космосе испытали также Соединенные Штаты. После серии подготовительных экспериментов 13 октября 1959 года с самолета-носителя B-47 Stratojet на высоте 11 километров была запущена ракета Bold Orion с инертной боевой частью. Изделие набрало высоту 251 километр, пролетев на расстоянии менее 6,4 километра от своей цели — исследовательского спутника Explorer 6. Если бы ракета получила ядерный боезаряд, космический аппарат был бы успешно выведен из строя электромагнитным импульсом.

Впервые ядерную бомбу в космосе СССР взорвал 27 октября 1961 года, когда баллистическая ракета Р-12 вывела на высоту 150 километров ядерный заряд мощностью 1,2 килотонны. Через час после этого боезаряд такой же мощностью успешно подорвали на высоте 300 километров.

Осенью 1963 года Советский Союз отправил в космос аппарат «Полет-1», оснащенный взрывным устройством. Особенностью спутника была способность менять высоту и плоскость орбиты. Это позволяло бы «Полету-1» подходить в заданный район, например, к спутнику противника и подрывом взрывного устройства уничтожать его.

Самый мощный боезаряд в космосе взорвали 9 июля 1962 года США, когда в ходе эксперимента Starfish Prime на ракете Thor на высоту 400 километров была доставлена термоядерная боеголовка W49 мощностью 1,4 мегатонны.

Произошедший в 1450 километрах юго-западнее Гавайских островов взрыв спровоцировал возникновение настолько сильного электромагнитного импульса, что привел к выводу из строя около 300 уличных фонарей на архипелаге. Неполадки наблюдались в работе местной телефонной компании, обрушилась радиорелейная связь Кауаи с другими Гавайскими островами, были зафиксированы многочисленные ложные срабатывания систем сигнализации.

По итогам эксперимента в США обнаружили, что взрыв 1,4-мегатонной бомбы привел к образованию искусственного радиационного пояса, сохранявшегося вплоть до конца 1960-х. Именно эксперимент Starfish Prime оказался причиной потери как минимум шести спутников, включая первый американский коммерческий космический аппарат Telstar 1, первый британо-американский спутник Ariel 1 и советский аппарат «Космос-5».

Все взрывы ядерных бомб в космосе (то есть на высоте более 100 километров) проводились с 1958 по 1962 год. В общей сложности было проведено девять таких испытаний, из которых пять пришлись на Соединенные Штаты и четыре — на Советский Союз

В случае если бы эксперимент Starfish Prime провели в наши дни, околоземным искусственным спутникам множества стран, включая США, Китай и Россию, был бы нанесен непоправимый ущерб. Причем наибольшие потери понесла бы страна с самой развитой орбитальной группировкой — Соединенные Штаты. В том числе это могло бы привести к деградации системы Starlink.

Ядерные договоры

17 октября 1963 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, запрещающую размещение оружия массового уничтожения в космическом пространстве. Вступивший в силу 10 октября 1967 года Договор о космосе, подписанный и ратифицированный, в частности, США, СССР (Россией) и Китаем, запрещает размещение ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения в космическом пространстве — например, на околоземной орбите и Луне.

С другой стороны, есть Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), принятый 10 сентября 1996 года Генассамблеей ООН. Это соглашение, в отличие от Договора о космосе, запрещает ядерные взрывы в мирных и военных целях сразу во всех средах. Россия подписала документ 24 сентября 1996-го и ратифицировала его 30 июня 2000-го.

2 ноября 2023 года Москва отозвала ратификацию этого соглашения. К тому времени и до сих пор США, Израиль, Иран и Китай договор подписали, но не ратифицировали. Три ядерные державы — Индия, КНДР и Пакистан — вообще ДВЗЯИ не подписывали.

По заявлениям российских официальных лиц, в Москве привержены придерживаться моратория на проведение ядерных испытаний до тех пор, пока другие страны будут его соблюдать. Как сказал замглавы МИД РФ Сергей Вершинин на конференции по содействию вступлению в силу ДВЗЯИ, у Соединенных Штатов нет права обсуждать приверженность России моратория на ядерные испытания.

США вполне могли бы стать локомотивом в деле превращения ДВЗЯИ в юридически обязывающий международно-правовой инструмент и подать соответствующий пример. Поэтому призываем американское правительство пересмотреть свои подходы и безотлагательно предпринять все необходимые шаги для ратификации ДВЗЯИ

Сергей Вершининзамглавы МИД России

В настоящее время США превосходят Россию по средствам выведения в космическое пространство. В частности, сверхтяжелая ракета Falcon Heavy способна вывести на низкую околоземную орбиту до 63 тонн полезной нагрузки, что почти в три раза превышает грузоподъемность российской тяжелой ракеты «Протон-М».

Соединенные Штаты располагают многоразовым беспилотным космическим кораблем X-37B, способным маневрировать в космосе и запускать спутники. В настоящее время этот корабль перемещается по высокоэллиптической орбите высотой от 323 до 38 838 километров с наклонением 59,1 градуса, а часть его траектории полета может располагаться над приполярными регионами России.

Полезная нагрузка, которую переносит X-37B, американская сторона не раскрывает

В США неоднократно заявляли об угрозе западным космическим аппаратам, исходящим от российских маневрирующих спутников. Но и в России множество раз фиксировали интенсивные перемещения американских военных космических аппаратов.

Вашингтон располагает достаточно развитыми технологиями дистанционного орбитального обслуживания спутников. В частности, американские военно-промышленные компании успешно работают над орбитальной дозаправкой спутников космическими танкерами и демонстрируют возможность перемещения спутников по орбите аппаратами-буксирами.

***

По сведениям The New York Times, активность Тернера касательно российских противоспутниковых возможностей и требования рассекретить разведданные — попытка оказать влияние на Палату представителей, которая пока отказывается утвердить запрос на дополнительное финансирование Украины со стороны США.

В рамках последнего Вашингтон планирует выделить 60 миллиардов долларов, из которых, по данным агентства Bloomberg, до 35 миллиардов получат американские военно-промышленные корпорации.