Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Начинаешь понимать, из какого ты теста» Боль, кислородное голодание, кайф. Москвичка пошла в поход по Гималаям и выжила

Фото: Нигина Мухамадиева

Поход — это давно уже не только леса центральной полосы, песни у костра под гитару и тушенка. Современные российские походники отправляются покорять самые удивительные места нашей планеты. Москвичка Нигина Мухамадиева отправилась в поход в Гималаи и поделилась с «Лентой.ру» своими впечатлениями.

Непал магический

Два часа ночи. Стою на улице рядом с гестхаусом, свечу фонариком на ледяную бутылку воды, с помощью которой предстоит умыться. Делать нечего — походные условия суровы. Собравшись с силами, начинаю «утренний» ритуал, но тут боль в спине от пройденных километров и сна на жесткой кровати, состоящей из деревянных досок, заставляет выпрямиться и поднять голову наверх — я замираю. Ночное небо Гималаев приковывает к себе мгновенно. Я уже забыла, что на улице жуткий холод, что надо бежать собирать вещи, чтобы успеть быстро позавтракать перед штурмом самого сложного пути трека.

Наконец-то я получила то, зачем приехала в Непал: ощущение, что в жизни есть чудеса, ради которых стоит преодолевать сотни тысяч километров. В этот момент понимаешь, что все усилия стоят того. Ты стоишь в центре, казалось бы, чужой, но такой завораживающе красивой страны, смотришь на миллионы ночных огней, и тут случается еще одно маленькое чудо — именно в этот момент пролетает падающая звезда.

Она летит, как комета, стремительно и ярко, и у тебя лишь доля секунды, чтобы вспомнить самое заветное свое желание и успеть его загадать. Да, многие думают, что это лишь суеверие, что падающая звезда не может помочь тебе осуществить желание, но в этот момент кажется, что, если ты просто веришь в маленькое чудо, оно обязательно с тобой случится.

Решение посетить Непал не было спонтанным. Год назад судьба свела меня с замечательными девушками из Эстонии — Еленой и Карине, с которыми мы познакомились в группе таких же сумасшедших путешественников, готовящихся покорить Исландию. Мы сразу же сблизились и начали мечтать о том, куда бы мы отправились уже втроем, какая страна может дать нам столько же впечатлений, как и Исландия?

Тогда Карине поделилась своими впечатлениями о Непале и сказала нам, что мы обязательно должны побывать в стране восьмитысячников. Долго нам раздумывать не пришлось. Уезжая из Исландии и прощаясь, мы решили, что следующая наша встреча состоится именно в Непале.

Непал пугающий

Итак, в первом часу ночи самолет совершил посадку в Катманду, столице Непала. Для начала пришлось отвоевать свой иммиграционный лист у бортпроводника, который не желал мне его давать, так как был уверен, что я коренная непалка (спасибо моей внешности, благодаря которой я могу сойти за жительницу любой азиатской страны).

Оформив визу прямо в аэропорту, я выдвинулась в отель, рядом с которым располагался маленький храм. Я стояла вместе с помощником гида возле статуи Будды и с трудом сдерживала радость от того, что я наконец-то здесь, что скоро я познакомлюсь со всей группой, встречусь с эстонской подругой Еленой, — и наши приключения начнутся.

Знаете, почему я люблю подобный вид отдыха? Не только потому, что ты узнаешь себя лучше, созерцаешь красоты нашей планеты, добираешься туда, где не летают самолеты и не ездят машины, но еще и потому, что в таких путешествиях ты знакомишься с людьми, близкими тебе по духу. Мне очень повезло с группой и еще больше с гидом, который организовал наш трек таким образом, что не возникало ни малейшего вопроса, который он не мог бы решить.

В группе нас было 19 человек. Почти все, за исключением добродушного немца Андреаса, были русскоязычными. Нас всех объединяла любовь к горам и путешествиям. Каждый приехал в Непал со своей историей, со своими вопросами, на которые хотел найти ответ в Гималаях. Кто-то приехал, чтобы познать культуру местных жителей, кто-то, чтобы отметить годовщину знакомства в Непале, кто-то, чтобы встретиться лицом к лицу с трудностями походной жизни, но каждый уехал с мыслью, что эта страна украла кусочек его сердца.

Но для начала нужно было добраться до старта нашего трека. А это шесть часов езды на автобусе от Катманду до поселка Бесисахар, откуда еще два часа надо добираться на внедорожниках по бездорожью до поселка Сьянж. После езды с местными «джиперами» в голову пришла мысль, что если бы непальцы участвовали в ралли «Дакар», то все призовые места были бы у них: они по-настоящему бесстрашные и могут проехать в тех местах, куда житель какой-нибудь европейской страны даже не сунется. При этом, если на дороге возникают спорные ситуации с другими участниками движения, они терпеливо и довольно спокойно решают их, не прибегая к отборным непальским выражениям.

Приключения не заставили себя долго ждать — нам с подругой не повезло с номером — он был без душа, так что пришлось пользоваться общественным. Да-да, не забываем, что это не туристическая поездка с остановками в пятизвездочных отелях, а самый настоящий поход, так что мы были чрезмерно счастливы, что у нас вообще была возможность на протяжении всего пути принимать душ чуть ли не на каждой остановке.

Но вернемся к «приключению». После непродолжительных переговоров с хозяином гестхауса мне все же удалось настоять на том, чтобы они включили горячую воду в душе, но в самый неожиданный момент подвело электричество. К счастью, это был не первый мой поход, и я была уже подготовлена к таким ситуациям, — у меня всегда под рукой находится фонарик. А вот к чему я была не подготовлена совершенно, так это к многочисленным насекомым Азии.

Собственно, по этой причине я всегда предпочитала отдых в холодных Скандинавских странах. Насекомые чуть ли не единственное, что может вывести меня из равновесия. А уж гигантские мохнатые мотыльки, летающие жуки и тараканы Непала справились с этой задачей очень быстро. Они пытались облепить фонарь, падали на землю, липли ко мне, — впечатлений после того 30-секундного душа у меня осталась масса.

К счастью, чем выше в горы мы поднимались, тем меньше был шанс вновь повстречаться с этими жужжащими и стрекочущими друзьями. Пытаясь прийти в себя после долгого дня в дороге и впечатлений в душе, я уснула с мыслью, что завтра предстоит первый ходовой день, и надеждой, что я смогу легко справится с остальными сюрпризами трека.

Непал дружелюбный

Собственно, что могло пойти не так? На протяжении всего трека я не поднимала ничего тяжелее бутылки с водой, ведь все наши вещи несли на себе шерпы, за что им огромное спасибо. Без них мы бы не справились, и этот трек не принес бы такого удовольствия. Всем, кто раздумывает брать ли носильщика во время трека, однозначно рекомендую брать. У нас в группе только две пары обошлись без их услуг, но тут нужно подчеркнуть, что это были подготовленные ребята, которые не впервые ходят по таким сложным маршрутам и, конечно, количество вещей у них было минимальным.

А средний вес рюкзаков других участников был 15-17 килограммов. Из удобств похода по Непалу могу отметить также ночевки в гестхаусах, которые после долгих ходовых дней приносят огромное наслаждение. Хотя обычно я предпочитаю разбивать палатки и вкушать все прелести походного отдыха, но в такой высокогорной местности после десятка пройденных километров, ты точно не думаешь о том, как было бы здорово сейчас поставить палатку и приготовить еду на огне.

Все твои мысли сконцентрированы на том, чтобы поскорее добраться до номера, принять душ и съесть сочный стейк из яка. Как ни удивительно, но этот поход претендует на место самого комфортного в моей жизни. Кстати, о еде. Думаете, что в Непале едят жирную пищу, приправленную огромным количеством специй? Я тоже морально готовила себя к такому, пока не увидела в меню пэнкейки, яйца-скрэмбл, стейк из яка, бургеры, картошку фри, спагетти в томатном соусе и другую привычную европейцам еду.

Хотя и местная кухня не оставила равнодушной. Особенно хороши момо (что-то среднее между варениками и пельменями) с различными начинками и далбат — самое популярное блюдо Непала. В центре большого плоского блюдца или подноса кладут рис, а вокруг него различные добавки, которые нужно самому смешать с рисом. Особенность этого блюда в том, что если какой-нибудь ингредиент заканчивается, его будут подкладывать до тех пор, пока гость окончательно не насытится.

Вообще непальцы чрезвычайно гостеприимны, что не удивительно, ведь основной вид их деятельности — работа в туристической сфере. Со времен покорения Эдмундом Хиллари Эвереста прошло более 60 лет, и за это время непальцы безупречно овладели основами туристического бизнеса. Они говорят на нескольких языках, почти в каждом населенном пункте можно найти гестхаусы. Да, это не пятизвездочные отели, но путешественникам, которые приезжают в Гималаи и каждый день меняют локацию, они и не нужны.

Непал окрыляющий

Но вернемся к нашему треку. Я с нетерпением ждала первого ходового дня, и ранний подъем вкупе с довольно прохладной утренней погодой не сбили моего настроя. После сытного завтрака мы начали выдвигаться в путь. Перед стартом маршрута гид попросил запомнить одного из его помощников, который будет находиться рядом. Так как все участники группы идут в своем темпе, он разделил команду из своих помощников таким образом, чтобы никто не отставал от основной части группы и все были под присмотром.

Также он сразу обозначил, что в каждой группе есть так называемые «бегуны», которые будут идти в довольно быстром темпе и отрываться от основной группы. Конечно, я себя не причисляла к таковым, так как воспоминания о том, как мне было тяжело в Исландии, и как я плелась в конце группы, были очень свежи. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила себя в числе этих самых «бегунов». Оказалось, что для того чтобы я могла легко преодолевать десятки километров в хорошем темпе, мне было достаточно избавиться от рюкзака, который нещадно прибивал меня к земле во время путешествия по Исландии.

К тому же пребывание в числе первых, кто преодолевал маршрут, имело свои плюсы. Часто это давало возможность выбора номера, мы успевали первыми принять душ, разобрать вещи и приготовиться к ужину. Ну и нельзя не рассказать о том, как наша маленькая команда бегунов сблизилась между собой.

Отдельных слов заслуживает замечательная пара — Татьяна и Владимир. Им по 60 лет, они находятся в отличной форме — порой держать одинаковый темп с ними было настоящим вызовом. Еще одним мотиватором выступала для нас Наталья, которой исполнилось 63 года. Ну и, конечно, двое замечательных парней — Владимир и Михаил, которые поддерживали меня во время всего маршрута, рассказывали смешные истории, вели серьезные дискуссии и просто подстраховывали на сложных участках пути.

Не думала, что Гималаи будут так благосклонны к нам. Погода на протяжении всего трека была солнечной и теплой, люди, встречающиеся на треке — добрыми и отзывчивыми. Вообще говоря, путешественников на маршруте было очень много, иногда приходилось ждать, пока другая группа пройдет мост или какой-то другой сложный участок дороги. Складывалось ощущение, что в Непал слетелись люди со всего земного шара.

Я познакомилась там с пожилой парой из Австралии, с группой веселых студентов из Испании и Мексики, с компаниями путешественников из Швейцарии, Германии, Японии и, конечно, было много ребят из России. Всех нас объединяли жажда приключений и желание увидеть самые потрясающие творения нашей планеты.

Непал требовательный

Если вы дочитали до этого момента, и у вас сложилось впечатление, что путешествие по Непалу не несет в себе особых сложностей, что можно отправиться туда, не готовясь физически и морально, то после того как я расскажу вам про один из самых волнующих и сложных дней на маршруте, я надеюсь, вы поменяете свое мнение. А если вы из числа тех, кто собирается увидеть эту страну именно в формате трекинга, то подойдете ответственно к подготовке.

Итак, одним из сложных дней на маршруте был тот, когда мы выдвинулись к высокогорному озеру Тиличо (4919 метров над уровнем моря). За день до этого мы добрались до базового лагеря Тиличо, и поскольку это был высокий сезон, нам смогли выделить только один номер на 11 человек — остальные участники группы ночевали в большой палатке, рассчитанной на 10 человек. Номером в лагере называлась неотапливаемая комната с поставленными вплотную двухъярусными кроватями и одной тусклой лампой, которая ничего толком не освещала. Ну и, конечно, нельзя не сказать про огромные щели между стеной и окном этого «номера».

Проснувшись в три часа утра, приняв вместо завтрака таблетки от головной боли, боли в горле, высокогорной болезни и сосудорасширяющие, мы выдвинулись в путь. Идти было очень тяжело, боль в горле и постоянный кашель, присутствовавший на протяжении всего времени, пока мы не спустились на высоту трех тысяч метров над уровнем моря, не облегчали путь.

Идти было тяжело еще и потому, что высота набиралась не постепенно, а стремительно. Мы поднимались вверх по узкой тропе, стараясь при этом обойти людей, которых уже покинули силы. Дыхание все время сбивалось, уши были постоянно заложены, но при этом пульсировали так, что, казалось, барабанные перепонки вот-вот не выдержат давления, легкие предательски не могли вдохнуть необходимое количество кислорода, которого попросту не хватало в воздухе. А впереди было еще восемь часов пути.

Вот в такие моменты ты начинаешь понимать, из какого ты теста. Сила воли, характера и просто упрямство становятся твоими лучшими друзьями на это время. Конечно, можно всегда развернуться и пойти назад в лагерь, заказать себе вкусный чай и жалеть себя, пеняя на сложность, плохое самочувствие, усталость и другие причины. Но разве для этого ты сюда приехала? Именно такие мысли — понимание того, что в конце тебе достанется вознаграждение в виде счастья лицезреть одно из самых высокогорных озер мира, и поддержка друзей из группы — дают силы, чтобы пройти этот участок маршрута до конца.

И опять-таки, прибыв к озеру одними из самых первых, мы имели возможность насладиться видами, отдохнуть, пофотографироваться, подождать других участников группы и выдвинуться обратно, так как находиться дольше 30 минут, если на тебе нет экипировки на минус 20 градусов, не предоставляется возможным. Самое удивительное, что на обратном пути, у тебя появляются силы, как будто тебе вовсе не было тяжело — мы просто летели! К слову, в тот день мы прошли 27 километров.

Непал философский

В горах с тобой нередко случаются удивительные вещи. Например, на самом сложном участке пути, с которого я начала рассказ про Гималаи, на самой высокой точке трека (5614 метров над уровнем моря) — на перевале Торонг Ла меня настигло состояние, которое тяжело поддается описанию. В какой-то момент я отбилась от группы и большую часть пути к самой верхней точке перевала прошла одна, периодически борясь с замерзшими пальцами на руках, тяжестью в ногах и сильным ветром.

За 100 метров до главной точки трека на меня навалилось такое отчаяние, что я думала, будто никогда не дойду до цели, что все это напрасно, я задавалась вопросом, что я вообще тут забыла? Вместе с отчаянием пришло и опустошение. По крайней мере, я так думала. Но, когда я наконец дошла до цели, я осознала, что это было не отчаяние и не опустошение, а избавление от всех старых страхов и проблем, — некая перезагрузка.

Было удивительно понять на своем опыте, каково это — опустить руки перед самым финалом, когда ты уже отчаялся дойти до конца и не представляешь, насколько близко ты к финишу. Интересно, как простые вещи приходят к тебе таким сложным путем.

С какими мыслями я покидала эту страну? Для начала я уверена, что еще вернусь сюда. Катманду, который сначала показался мне таким чуждым и диким, остался навсегда в моей душе. Это город, который дает тебе именно то, что ты хочешь от него получить. Приехал за спокойствием и умиротворённостью — в буддийских монастырях ты найдешь то, что ищешь. Хочешь почувствовать себя странником в интернациональном городе полным контрастов? Отправляйся в туристический район Тамель, и ты будешь в эпицентре событий. Я же благодарна этому городу и стране за то, что они показали мне как многогранно все в нашей жизни, как удивительна наша планета и люди, живущие на ней. Нужно быть всего лишь открытой к жизни.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше